• »
  • »
  • Современное правовое регулирование фактических браков в Южной Америке (на примере Перу). Наследственные права сожителей. Роль нотариуса в регулировании семейных правоотношений

Современное правовое регулирование фактических браков в Южной Америке (на примере Перу). Наследственные права сожителей. Роль нотариуса в регулировании семейных правоотношений

     В составе делегации российских нотариусов я посетила в 2013 году мировой конгресс латинского нотариата, который проходил в столице Перу – Лиме. В этот раз много времени конгресса было уделено семейному законодательству, его мировым тенденциям и роли нотариата в его совершенствовании. Вашему вниманию предлагается материал, подготовленный мною по материалам конгресса. Мне очень интересна тема права Латинской Америки, и если у меня будет возможность, я займусь ей плотнее.

     В 1993 году состоящими в официальном браке считали себя 34,9% перуанцев, тогда как в 2007 году эта цифра снизилась, и таковых насчитывалось 28,4%.  Многие пары предпочитают свой брак официально не регистрировать. Каким образом защищать имущественные права супругов и детей в таких неофициальных семьях?  Этот вопрос волнует не только правительства в Латинской Америке, но и специалистов по всему земному шару.

     Признание фактических браков в Перу имеет давнюю историю. В 1979 году Конституцией было дано определение фактического брака (la union de hecho или concumbinato), которое было продублировано почти дословно в современной конституции Перу от 1993 года. Фактический брак – это союз, установленный мужчиной и женщиной, свободными от брачных клятв и обязательств, если они создают фактическую семью, объединяя свою собственность и доходы. Фактический брак свободен от алиментных обязательств, вдова и вдовец не имею право на назначение пенсии по случаю утраты супруга. Именно это отличает la union de hecho от зарегистрировано брака (matrimonio). По ранее действовавшему законодательству возможна была защита прав пережившего фактического супруга на проживание в квартире, оставшегося после смерти партнёра, это решалось в виде узуфрукта или другого ограниченного права, тогда как новый закон даёт фактическим супругам гораздо больше прав. Это и понятно, как и во всём мире,  в Латинской Америке заметна тенденция по сближению правового регулирования брака и фактического сожительства. В чём это проявляется? Прежде всего, в стремлении государства вести учёт таких семей. В настоящее время в Перу фактические браки подлежат учёту в реестре фактических союзов (не в органах ЗАГС), однако, скорее всего, в ближайшем будущем произойдёт слияние реестров ЗАГС и реестра фактических союзов, и тогда concumbinato будет рассматриваться как один из видов брака (matrimonio) с особым правовым режимом.

     Большой и реальный шаг по реальному признанию фактического брака был сделан в 2013 году. По инициативе Министерства юстиции Конгресс Республики Перу одобрил принятие Закона № 30007 от 16 апреля 2013 года (опубликован в официальное прессе 17 апреля 2013 года), в котором признаются наследственные права лиц, интегрированных в фактические брачные союзы. Нормы этого закона рассматриваются как социальные, так как они дают потенциальные материальные гарантии более чем пяти миллионов граждан Перу, которые на последней переписи в 2007 году указали свой семейный статус как «состоящие в фактическом браке».

     Однако закон ограничивает своё действие как раз теми фактическими брачными союзами, которые попали в уже упомянутый нами реестр фактических союзов. Каким же образом попадают фактические союзы в этот реестр и как они получают дальнейшую легализацию? Этот опыт весьма показателен, хотя бы потому, что в России до этого ещё очень далеко. Небезынтересна и роль нотариусов в этом процессе. В Перу реестр формируется из двух источников – нотариально удостоверенные соглашения и решения суда о признании фактического брака. С 2010 года в компетенцию нотариусов Перу входило удостоверение добровольных соглашений о создании добровольного фактического союза. В суде же, как правило, получают признание уже сошедшие на нет союзы, в котором права одного из участников нарушены либо отрицаются другой стороной. После принятия закона в 2013 году в суде можно решить вопрос не только о праве собственности на спорные вещи, но и закрепить свои наследственные права после смерти одного из участников concumbinato.

     Оба способа легализации фактических союзов (нотариальный и судебный) ведут к появлению прав на наследство после смерти сожителя. Одного декларирования существования такого союза в нотариальном соглашении недостаточно. Чтобы получить правовую защиту, все эти союзы должны отвечать определённым условиям:

  1. Это должен быть союз одного свободного мужчины и одной свободной женщины. Исключаются многосторонние союзы, союзы лиц одного пола, отношения женатого партнера и незамужней женщины, или замужней женщины и неженатого партнёра. Также из правового регулирования исключаются союзы, не имеющие характера брачных (соседства, объединения на идеологической почве типа «братства», «общины» и проч.)
  2. Эти отношения должны быть постоянными и длящимися, должны существовать более двух лет.
  3. Эти отношения должны быть открытыми. Это означает, что фактические супруги не скрывают своих отношений, создают общее хозяйство, ведут себя перед другими, как женатые пары, а также преимущественно проживают совместно.

     Закон о наследовании сожителей распространяется только на те случаи, если смерть партнёра последовала после вступления закона в силу. Сожитель призывается к наследованию, если он не вступил в новый брак.

     Перуанские нотариусы активно включились в практику оформления и легализации фактических брачных союзов. Определённые правовые проблемы связаны с оформлением разрыва таких союзов, поскольку процедура их расторжения в законодательстве Перу чётко не установлена.

     Если Вас что-нибудь заинтересовало, напишите мне shmak-notary@mail.ru